История первая, поведанная моим другом Андреем Ивановичем
В НПО КарданБаланс знают немало историй о том, как любая деталь – даже такая, как балансировочные грузики – может сыграть важную роль при ремонте карданного вала. Поэтому у нас работают только самые компетентные специалисты, опыт которых исчисляется годами.
Андрей Иванович в застойные времена работал инженером в лаборатории трансмиссий на ЗИЛе и ездил на ВАЗ-2121. Однажды он попросил своего знакомого – представителя Гродненского завода автоагрегатов, привезти ему качественных крестовин для кардана на НИВУ. Но радости Андрею Ивановичу это не принесло. Машина начала трястись уже на скорости 35 км/ч. Инженер долго не мог понять, что он сделал не так. Занимался разбором и сбором часами. А потом просто решил вернуть старые крестовины. И, о чудо! Вибрация уменьшилась! А причиной ее было то, что крестовины были ассиметричны. Инструментальный контроль показал ассиметрию в 5,4 мм!
История вторая, ставшая естественным и органичным продолжением первой
Встретившись с другом, Андрей Иванович рассказал ему печальную историю кривых крестовин. Тот пообещал ему привезти специально отобранные для него карданы, которые, на поверку, оказались еще хуже.
В своей лаборатории Иваныч попробовал их отбалансировать. В результате пришлось срезать и наварить балансировочные грузики совсем в другом месте, диаметрально противоположной их исходному положению. Проблема с вибрацией была почти решена!
Но мы хорошо знаем, что в Ниве есть и другие ее источники. Например, резиновая муфта промежуточного вала между раздаточной коробкой и КП, сама раздатка, колеса и двигатель. Кстати, друг рассказал Андрею Ивановичу секрет. Оказалось, что вместо станка для балансировки валов, который сломан уже давно, грузики ляпают простые рабочие, причем просто так, как придется.
Существует миф о том, что кардан или совсем не вибрирует или его нужно менять полностью. На самом деле, каждый второй просто нуждается в балансировке.
И не стоит забывать о том, что вибрация вредна не только для машины и всех ее агрегатов, но и для человека, так как она вызывает быструю утомляемость, а, значит, и снижение внимания водителя.
© Александр Курков, инженер.